Вопросы еврейского мира
В первый раз для большего впечатления лучше посетить Шаббатнюю или праздничную вечернюю или утреннюю молитву. Вечерняя традиционно короче, утренняя содержит больше церемониала и длится дольше. Лучше запастись своим молитвенником – Сидуром с переводом на понятный вам язык или узнать об их наличии в общине, которую вы собираетесь посетить. В большинстве синагог вам также помогут сориентироваться по вашей просьбе или порой без нее. Однако пугаться растерянности не стоит. Молитва в синагоге – непростой процесс и для того чтобы разобраться во всех тонкостях и порядках – любому понадобится время.
Необходимо начать с того, что еврейская молитва не всегда выглядела так как сейчас. В Торе молитва упоминается как заповедь и средство личного обращения к Б-гу в моменты трудностей. Изначально молитва не имела формализованной формы и не была чем-то строго установленным по времени. Существует предание, что праотцы еврейского народа – Авраам, Ицхак и Яаков молились в разное время суток – кто-то утром, кто-то днем, кто-то вечером. Форма и конкретные слова были личной прерогативой молящегося. Считается однако, что правильность и уместность употребления определенных слов крайне важна. К примеру, в иудаизме у Б-га есть 72 вариации имен и нужно понимать, когда какое имя использовать. У воинственного имени Б-га странно просить о милосердии и так далее. К тому же важна форма построения разговора по определенной формуле.
Все эти нюансы начинают складываться в единый принятый канон во времена Второго иерусалимского храма. Сделано это было мудрецами разных поколений, когда возникло сомнение в том, что люди могут грамотно формулировать молитву самостоятельно. В этот момент канон только формировался и мудрецы, как люди сведущие, в своих молитвах все еще часто прибегали к собственным формулировкам. Поэтому например в молитвеннике мы можем встретить отрывки “молитва раби такого-то”.
Молитва в иудаизме начинает играть особенную роль с разрушением Храма, так как призвана заменить храмовые ритуалы. Например молитвы Минха и Мусаф – это прямая замена одноименных жертв в Храме.
Если мы рассмотрим требования к раввину, то увидим, что это должен быть взвешенный, образованный, религиозный человек, который способен делать корректные выводы, анализируя закон и реальность. С этой точки зрения нет никаких препятствий.
Однако раньше модели общества были такими, что присутствие женщины на важной управленческой или представительской позиции было в принципе невозможным, неприемлемым с точки зрения общества. В такие времена и в еврейском мире считалось, что женщина не может быть раввином.
Сегодня мир существенно меняется в этом направлении. Есть места, где общество не мизогинно и вполне способно принимать женщин на обязывающих позициях. Мы видим страны, где женщины занимают позиции лидеров государств, глав коммерческих компаний, и в этих обществах совершенно нормально появление женщин-раввинов.
Наличие в помещении свитка Торы. Поэтому иногда синагоги могут организовываться даже внутри жилых домов. Для этого не обязательно отдельно стоящее здание или специальное помещение. Открыть синагогу теоретически может каждый, у кого есть свиток Торы или средства на его написание (стоит он недешево), а также комьюнити молящихся людей (желательно минимум 10 мужчин – миньян).
Традиционно однако наличие разных атрибутов и синагогальной утвари. Например, свиток Торы хранится в Арон аКодеш – специальном шкафу. Женскую (Эзрат Нашим) и мужскую (Эзрат Гварим) часть обычно разделяет специальное ограждение – Мехица, если конечно они не организованны на разных этажах к примеру. Как мы уже говорили, чаще всего в синагоге можно увидеть Биму – стол, обычно стоящий в середине, на котором читают Тору.