Skip to content

Тора

FAQ 
В узком смысле – Пятикнижие (на иврите Хумаш). В широком – весь корпус священных еврейских текстов, который включает в себя Книги Пророков и Писания, или ТаНаХ, что еще называется письменной Торой. В еще более широком – весь комплекс еврейских мировоззрений и норм жизни, а также последующие за ТаНаХом труды, расширяющие знания о Торе. То есть, фраза изучать Тору может означать не изучение самих текстов Пятикнижия, а например, законодательной ее части, расшифрованной в Талмуде.
Тора условно делится на 5 разделов (книг): Берейшит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Каждая из них делится на главы (всего 54 главы). Называются они чаще всего не по смыслу, а по первому значимому слову в тексте. В христианском каноне приняты несколько другие, более смысловые названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Фактически, в классическом варианте, Тора – это не пять книг, а единый пергаментный свиток с  практически сплошным текстом, нанесенным специальным пером и выверенным до единой буквы. Внутри текста необученный человек не всегда увидит разделение на книги и главы. Однако с развитием книгопечатания Тора стала появляться и в формате простой печатной одной или пяти книг, не говоря уже о приложениях и сайтах, что делает ее в 21 веке доступной почти в любой форме.
Отчасти. Так как христианская доктрина рождается на стыке с уже зрелым иудаизмом и произрастает из него, все книги ТаНаХа, то есть Тора, Пророки и Писания, и правда входят в корпус священных христианских книг. Христианский канон также включает в себя несколько книг, не вошедших в иудейский, например книги Маккавеев. Все это вместе образует то, что в христианстве называют Ветхим Заветом. Христианский взгляд состоит в том, что первоначальный завет, то есть договор Б-га с еврейским народом, и все вытекающие отсюда законы и правила теряют свою актуальность в вопросах служения. Новая христианская идеология находит отражение в Новом Завете, согласно которому новый договор Б-г заключает с принявшими христианство. Еврейское сообщество не приняло и не признало новую доктрину, оставаясь верным своим устоям. Этот не всегда мирный диалог двух концепций определяет отношения иудаизма и христианства вплоть до сегодня.
Несмотря на священный статус всех книг ТаНаХа (Пророков и Писаний), а также большую важность остальных еврейских книг (Мишны, Талмуда и др.), Пятикнижие и правда занимает особое положение. Считается, что это труд Б-га и текст вместе с объяснениями был полностью передан Всевышним Моисею в устной форме. Его предстояло записать (поэтому это письменная Тора), а все остальное, то есть руководство по использованию и многие пояснения к ней, передавать устно – это устная Тора. Почему письменно? Считается, что это незыблемая и вневременная истина, актуальная в равной степени как тогда, так и сегодня. Почему устно? Потому что Тора, будучи довольно строгой, должна быть в некоторых аспектах гибкой, грамотно настраиваемой под каждое поколение, его быт и новые реалии. Поэтому Пятикнижию придается особый статус, так как авторы всех остальных книг – люди, пусть и считается что эти труды были божественно вдохновлены.
Говоря кратко – это набор историй об отношениях Б-га с евреями и другими народами, а также сборник законов. Повествование открывается сотворением мира и заканчивается смертью Моисея, после 40-летнего странствия по пустыне и незадолго до входа евреев в Землю Израиля. Однако четкой структуры повествования нет, истории в Пятикнижии порой резко перекликаются с некими сугубо техническими деталями и законами. Попытаемся кратко резюмировать. В первой книге Берейшит описаны сотворение Мира, первые общества и история прародителей еврейского народа. Вторая книга Шмот посвящена времени евреев в Египте, исходе из него и получению Торы на горе Синай. В третьей книге Ваикра почти нет никаких сюжетов, и она во многом посвящена различным заповедям и законам Храмовой службы. В четвертой книге Бемидбар наряду с большим корпусом заповедей описываются некоторые сюжеты пути евреев в пустыне. Пятая книга Дварим также содержит много законов, повторяет часть историй, но в основном посвящена наставлениям Моше народу перед входом в Землю Израиля.
Если подходить к вопросу исключительно научно, то прямых вещественных археологических доказательств или письменных нееврейских источников, подтверждающих истории Торы, нет. Есть существенные косвенные находки и тексты, но в целом, через свидетельства о ранней истории еврейского народа мы получим далеко неполную картину, лишенную многих деталей. В то же время, один из центральных археологических постулатов гласит: если что-то подтверждающее еще не было найдено, это не служит отрицанием версии. К книгам ТаНаХа можно подходить как к письменному источнику и тогда Тора дополняет историческую картину множеством сюжетов о зарождении народа, его принципах, основах веры и ранних этапах развития. Однако классический еврейский подход состоит в том, что это далеко не основная ее цель.
Основная задача Торы – сообщить что-то человечеству и наставить его на правильный на путь. Тора в буквальном переводе – учение, указание, наставление. Поэтому даже истории в ней часто несут утилитарную функцию и служат источником законов или примеров морали. Следовательно, исходя из предпосылки божественного авторства и четкой цели этого труда, существует много правил чтения и понимания данного текста. Например, ни одна буква, ни одно слово, ни один оборот не являются в нем лишними или же не служат литературными приемами, призванными только украсить или усилить значение. Каждая буква, каждое слово, каждый оборот должны что-то значить, о чем-то нам сообщать. Как утверждал классический комментатор Торы – Раши, в Торе нет хронологии, нет до или после, но последовательность написанного безусловно важна и также призвана нам служить в анализе текста.
К Торе и к тому что в ней написано можно относиться по-разному: как к абсолютной правде или выдумке, как к одному из древних источников морали, философскому труду, источнику вдохновения различных деятелей искусства, делу рук Бога или человека, можно подходить к ней с точки зрения Библейской критики, или же пытаться примирить Тору и науку, но одно отрицать сложно – Тора является основополагающей книгой еврейской цивилизации и ее производных.
Смотря с какой целью. Есть традиционный церемониал чтения свитка Торы во время утренней молитвы в синагоге трижды в неделю: короткие отрывки в понедельник и четверг и полная недельная глава в субботу. Тора разделена на 54 недельных раздела и читается годовым циклом. Каждую субботу читается новый отрывок. Когда на субботу приходятся праздники, вместо недельных читаются специальные праздничные отрывки. Чтобы уравновесить количество и успеть прочитать Тору за год, некоторые главы сдваивают и читают в субботу сразу две главы. Годовой цикл всегда начинается и заканчивается в неделю, на который приходится последний день Суккота – Шмини Ацерет или Симхат Тора. В остальном же, Тору можно и даже нужно читать и изучать в течение недели. Изучением Торы, как уже было сказано, может считаться не только чтение и разбор Пятикнижия, а и других еврейских религиозных трудов.
Это уже неплохое начало. Так держать. Предлагаем вам начать изучение с этой страницы. Здесь представлены краткие резюме по книгам и главам, которые позволят новичку плавно войти в материал, а продвинутому пользователю освежить в памяти основные моменты. Затем мы рекомендуем вам непосредственно ознакомиться с текстом Торы и классическими комментариями. Затем постепенно углублять свои знания. И помните, что всегда можно задать вопрос раввину.

Книга Берейшит

12 глав

3 заповеди

Книга Берейшит рассказывает о сотворении мира и человечества, о неудачах первых поколений и избрании Авраама и его семьи как прародителей народа, призванного служить Б-гу и приближать человечество к идеальному состоянию.

Книга приводит ряд важных историй, связанных с разными членами семьи Авраама: уничтожение Сдома и Аморры, жертвоприношение Ицхака, отношения мужей и жен, отцов и детей, конфликты братьев Ицхака и Ишмаэля, Яакова и Эйсава, Йосефа с остальными сыновьями Яакова и многие другие сюжеты, поучительно описывающие нам поведение своего рода ролевых моделей – так называемых праотцов и праматерей еврейского народа.

Моше* описывает создание Вселенной в трех ракурсах: природа, личность, общество.

Итог первого описания — создание Адама и шабата. Второе завершается грехом Адама и Хавы, грехом Каина. Финал возникновения общества — готовность Б-га ко Всемирному потопу. Идеалы и их реализация в этой главе.

* — стилистика Торы создает «эффект присутствия», но не забываем, что это книга написана Моше.

Всемирный потоп и перезапуск флоры, фауны и человечества — главная тема главы. Причина уничтожения цивилизации Адама — грешность. На новом витке человечество произойдет от Ноаха (Ноя).

Этот виток творения так же заканчивается неудачей, цивилизация, увенчанная Вавилонской башней, рассеивается Б-гом по свету.

Глава подводит итог этого витка: рождение Аврама и Сарай. Кто они такие, узнаем в следующей главе.

В мире появляется Аврам, человек, для которого слова Б-га важней событий мира и сложностей жизни.

5 разговоров Б-га с Аврамом, два из которых — полноценные диалоги.

6 из 10 испытаний Аврама и рождение Ишмаэля.

2 вечных союза-договора Б-га с Аврамом: о земле и о потомстве.

История жизни Лота, племянника Аврама.

Переименование Аврама в Авраама, а Сарай в Сару.

Потопа нет, больше в мире не будет катастроф, стирающих все человечество. Но Б-г
не закрывает глаза на грешников и уничтожает точечно четыре грода: Сдом, Амору, Адму и Цвоим. Авраам ведет жесткие переговоры с Б-гом, чтобы катастрофа не карала праведников заодно с грешниками. Б-г идет ему навстречу.

Рождается Ицхак, второй отец-основатель еврейского народа. С этим будет связано изгнание Ишмаэля и испытание Авраама жертвоприношением сына.

История зарождения народов Моава и Амона. Отношения Авраама с царем Плиштим.

Умирает Сара в возрасте 127 лет, и Авраам приобретает поле и пещеру Махпела в Хевроне для захоронения.

Авраам отправляет раба для того, чтобы найти жену Ицхаку, так создается первая урожденная еврейская семья.

Б-г исполняет все обещанное Аврааму, и праотец умирает в возрасте 175 лет, насыщенный всем.

Ицхак живет в мире с Ишмаэлем, каждый получает свое благословение Б-га и признает другого.

Глава описывает второе и третье поколение тех, кто в будущем будут названы «евреями» и «отцами-основателями» народа.

Ицхак, сын Авраама, занимается наследием отца. Его жизнь стилистически — противоположность Аврааму.

Яаков и Эсав, дети Ицхака, борются за право быть третьим поколением. «Домашний» Яаков побеждает «дикого» Эсава, который мог получить все просто по праву первородства. Какова в этом роль Ривки, жены Ицхака, девушки «не из дома Авраама»?

Формирование третьего поколения еврейского народа: Яаков и его большая семья. Б-г подтверждает, что именно он наследник Авраама.

Яаков вдали от семьи женится, у него рождаются 12 из 13 детей, он становится состоятельным человеком и готов вернуться в дом отца в земле Кнаан.

Так начинается путь от драгоценных людей, единиц-праведников к народу, которому предстоит уйти в Египет и там, пройдя через страдания рабства, стать избранным Б-гом.

Яаков возвращается в землю Кнаана, где ему предстоит окончательно уладить отношения с братом и утвердить свое право наследника Авраама.

Яаков исполняет все обещания, даные Б-гу, и Б-г официально закреляет за ним благословения и статус наследника Авраама.

По возвращении в землю Кнаана, Яаков обретает имя «Израиль».

В городе Шхеме происходит изнасилование дочери Яакова, Дины. Братья мстят и вырезают весь город.

Ицхак умирает в возрасте 180.

Яаков надеялся, что испытания и беды в его жизни закончились, но нет… Начинается четвертое поколение евреев, отцов-основателей будущих «колен Израиля».

Яаков выделяет Йосефа перед другими сыновьями, а Йосеф проявляет такие амбиции, что братья его ненавидят, потом решают убить, отказывают в помиловании и соглашаются на компромисс Йеуды: продать в рабство. Из этого в будущем выйдет величие Йосефа и реализация пророчества Авраама о «спуске» в Египет.

Йеуда деградирует, создает семью, в которой происходят ужасные события. Там прежде, чем Йеуда вернется к братьям, рождается Перец, от него произойдет царский род Давида.

Йосеф попадает в рабство. Достигает величия. Ниспадает в прах. Опять взлетает. Опять падает. Его ждут еще взлеты.

Разворачивается сценарий Б-га, предсказанный Аврааму: потомки уйдут в чужую страну, там будут порабощены, но станут многочисленным народом и выйдут с большим богатством.

Проданный в рабство Йосеф, вопреки всем падениям, снова взлетает и становится первым после фараона человеком в стране. Он реализует экономическую политику тучных 7 лет так, что в тощие 7 лет Египет становится региональной супердержавой.

Не догадываясь о том, что все происходящее — воплощение в жизнь пророческих снов
их брата-выскочки, сыновья Яакова идут на поклон к главе Египта, чтобы добыть хлеб.

Йосеф устраивает им жесткие испытания. Продолжение следует…

Продолжение сюжета главы «Микец», в которой Йосеф испытывает братьев, а Б-г реализует сценарий преобразования потомков Авраама в еврейский народ.

Йосеф «срывает маску» и прекращает испытывать братьев после выступления Йеуды,
в котором видна готовность отдать свою жизнь за брата. Похоже, этого Йосеф и ждал.

Яаков и его семья, всего 67 душ, переезжают в Египет, где фараон принимает их с почестями.

Йосеф продолжает реализацию экономической стратегии, в ходе которой Египет скупает регион юго-восточного Средиземноморья.

В заключительной главе книги Берейшит описаны последние 17 лет жизни Яакова, этим завершается эпоха праотцев.

Перед своей смертью Яаков благословляет сыновей Йосефа, поднимая их с уровня внуков до уровня сыновей. Так они становятся основателями колен Эфраима и Менаше.

Яаков благословляет так же и двенадцать своих сыновей. Слова благословений — это
и пожелания, и характеристики, и предсказания их судьб.

Яаков похоронен в Хевроне, в земле Израиля, там же похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Где покоится жена Яакова, Леа.

Умирает и Йосеф. Скоро незаметно начнется рабство.

Книга Шмот

12 глав

3 заповеди

Первая глава книги Шмот, книги рождения еврейского народа.

Поколение Йосефа уходит, евреи постепенно оказываются порабощенными — результат стратегии нового фараона, который «не знал Йосефа».

Рождается Моше, он усыновлен дочерью фараона, а в возрасте 40 лет в нем пробуждается еврейская самоидентификация.

Моше создает семью и получает миссию от Б-га — стать лидером избавления народа и служения Б-гу.

Спасение, как и предсказано, идет вопреки воле фараона, ради того, чтобы явить мощь Б-га во всем величии.

Евреи поначалу верят в Моше, но теряют веру в спасение при виде сложностей.

Моше и Аарон продолжают поход на фараона, а Б-г обещает укрепить сердце египетского царя, чтобы явить всю свою мощь, побеждая богоборца.

Сыны Израиля впервые названы «народом».

Египет настигают 7 из 10 казней: вода превращается в кровь, из Нила лезут полчища жаб, нашествие вшей и нашествие диких зверей, мор скота, кожные поражения у людей и град.

Одни казни, очевидно, карают египтян. За то, что мучали евреев. За то, что жили грешно. И это — час справедливости и расплаты. Другие проводят грань: есть евреи, есть египтяне; это не единый народ. Сепарация. Третьи, как град, о котором Моше предупредил заранее, воспитательные и для всех: кто прислушается к Б-гу, не пострадает.

Исход. Евреи пекут мацу и уходят из Египта к горе Синай. За 430 лет до этого момента сценарий был предсказан Аврааму: многочисленные, как звезды, его потомки придут к горе Синай, где будут избраны народом служения Б-гу. В Египте евреи прожили 210 лет.

Но сначала должны произойти последние 3 из 10 казней, чтобы окончательно проявить Б-га как судью в мире. На последнем этапе подавления фараона Б-г говорит Моше: «Пойдем вместе», эти слова дают название главе.

Первые 20 из 613 заповедей евреи получают еще в Египте, и первая из них — вести календарь.

Тора уравнивает права урожденного еврея и гера — человека, присоединившегося к еврейскому народу и к Торе осознанно и искренне.