Skip to content

Синагоги

FAQ 

Начнем с небольшой исторической справки. Канон еврейской молитвы сформировался не сразу. Долгий период древней еврейской истории ритуальная часть иудаизма заключалась в основном в жертвоприношениях, приносимых в иерусалимском Храме. Заповедь обращаться к Б-гу с просьбами не имела строго установленных норм и форм. Традиционная еврейская молитва начинает формироваться после разрушения первого Храма вавилонянами (586 г. до н.э.). Примерно в тот же период начинают появляться и первые синагоги, поначалу играя больше социальную роль, как мы бы сказали сегодня – общинных центров. Синагога на иврите (бейт кнессет) буквально переводится как дом собраний.

До разрушения римлянами 2-го иерусалимского Храма, жертвоприношения и храмовые церемонии все еще являются основной формой еврейской службы. Но параллельно с этим продолжает развиваться институт формализованной молитвы. Синагоги все в большем ходу, хотя все еще играют второстепенную роль. Отсутствие же Храма, начиная с 70 г. н.э. диктует необходимость нового формата. Поэтому с тех пор и по сей день молитва символически замещает храмовый церемониал, а синагоги, ставшие местом сбора рассеявшихся по миру еврейских общин начали в том числе исполнять роль центра для молитвенной службы.

Сегодня есть разные синагоги. Вне Израиля синагога чаще играет роль общинного центра, где проводятся мероприятия, уроки, предоставляются религиозные услуги, решаются проблемы местной общины. Не во всех синагогах регулярно собирается необходимый молитвенный кворум (миньян).

В Израиле же, в силу того что многие религиозные услуги предоставляются на государственном уровне и в целом можно сказать, что еврейское государство – это одна большая еврейская община, синагоги стали носить более ритуально-образовательный характер, то есть по большей части в них молятся и учатся.

Обычно, чем больше евреев – тем больше синагог. Это объясняется географическим фактором, масштабами города и удобством проживания рядом, спросом на разные направления общин, разные обычаи и форматы молитв (об этом ниже). Если евреев в определенной локации мало – скорее всего там будет одна синагога. В большинстве городов постсоветских стран обычно по 1-2 синагоги. В крупных городах – больше. Вне Израиля, так как еврейская община все еще является представительным органом самоорганизации, решающим часть проблем еврейского населения, существует понятие главной/центральной синагоги, а также формальные должности внутри синагоги/общины.

Именно потому что в Израиле проживает большое количество евреев и представителей пожалуй всех общин и направлений внутри еврейского народа, а синагоги выполняют более утилитарную функцию – синагог в Израиле огромное количество.

То как в определенной синагоге молятся и часто как она выглядит зависит от общины. Есть несколько принятых канонов молитв (на иврите нусах): ашкеназ, сфарад, Аризаль, эдот амизрах (восточные общины). В целом базисные элементы в молитве одинаковы, особенно что касается коротких молитв (дневной и вечерней). Но и в других различия будут в мелочах: где-то не читается какой-то псалм или к примеру немного изменена последовательность.

Также разнится форма и стиль проведения молитв, особенно что касается торжественных, праздничных молитв. Здесь вы, посетив традиционную ашкеназскую и, скажем, марроканскую синагогу, почувствуете большую разницу. Где-то поется все, где-то не поется почти ничего, где-то поется частично – все в зависимости от обычаев общины и на усмотрение ведущего молитвы (хазана). Так что удивляться тому, что все везде по-разному ощущается не стоит.

Да. Понять в какой синагоге вы находитесь можно по нескольким внешним признакам и атрибутам. В сефардских и восточных синагогах сиденья чаще всего будут расставлены по кругу, а не прямыми рядами как в ашкеназских. Одним из самых верных индикаторов будет бима (стол на котором читается Тора). В сефардских и восточных общинах он будет прямым, а не наклонным, так как свиток Торы в специальном чехле при чтении раздвигается и ставится. В ашкеназских он будет наклонным, так как свиток Торы намотан на две катушки и при чтении он разворачивается и кладется. Сегодня в Израиле есть и смешанные общины, где можно увидеть смесь этих культур и традиций, например община может быть ашкеназской, но в ней может быть сефардский свиток.

Не обязательно, но принято, так как молитвенная служба и прочие детали работы синагоги иногда требуют экспертного решения сведущего в Торе человека. В целом же, синагога может функционировать и без раввина. Внутри развитой синагоги принято разделять несколько должностей. Габбай – обычно следующий после раввина (если он есть) человек в синагоге, несущий за нее ответственность. Шамаш – человек отвечающий за всю логистику и инфраструктуру для молящихся. Хазан (кантор) – специальный человек или любой член общины, ведущий молитву. Бааль корэ – специальный человек или любой член общины, умеющий публично читать Тору правильно.

Раввины тоже не обязательно должны иметь свою синагогу или принадлежать к какой-либо общине. Подробнее читайте об этом в треде Раввин.

Наличие в помещении свитка Торы. Поэтому иногда синагоги могут организовываться даже внутри жилых домов. Для этого не обязательно отдельно стоящее здание или специальное помещение. Открыть синагогу теоретически может каждый, у кого есть свиток Торы или средства на его написание (стоит он недешево), а также комьюнити молящихся людей (желательно минимум 10 мужчин – миньян).

Традиционно однако наличие разных атрибутов и синагогальной утвари. Например, свиток Торы хранится в Арон аКодеш – специальном шкафу. Женскую (Эзрат Нашим) и мужскую (Эзрат Гварим) часть обычно разделяет специальное ограждение – Мехица, если конечно они не организованны на разных этажах к примеру. Как мы уже говорили, чаще всего в синагоге можно увидеть Биму – стол, обычно стоящий в середине, на котором читают Тору.

Номинально – можно, вряд ли вас прогонят или не дадут зайти, но есть несколько нюансов. В диаспоре, особенно в европейских странах сегодня охрана и безопасность синагог устроена очень серьезным образом и чтобы попасть в некоторые из них, вам понадобиться заранее связаться с общиной и возможно даже предоставить документы и ответить на несколько вопросов. В целом же, синагоги в диаспоре, так как играют они чаще всего и культурно-историческую роль, отражая историю определенной общины, более настроены на туристические посещения. В Израиле например, если синагога не несет в себе особой истории и выполняет больше молитвенную функцию – толпа туристов безусловно может смутить. Впрочем, чаще всего вам все равно будут рады.

В первый раз для большего впечатления лучше посетить Шаббатнюю или праздничную вечернюю или утреннюю молитву. Вечерняя традиционно короче, утренняя содержит больше церемониала и длится дольше. Лучше запастись своим молитвенником – Сидуром с переводом на понятный вам язык или узнать об их наличии в общине, которую вы собираетесь посетить. В большинстве синагог вам также помогут сориентироваться по вашей просьбе или порой без нее. Однако пугаться растерянности не стоит. Молитва в синагоге – непростой процесс и для того чтобы разобраться во всех тонкостях и порядках – любому понадобится время.