Skip to content

Бо

Что такое Тора?

В узком смысле – Пятикнижие Моисея. В широком – весь корпус священных еврейских текстов, который включает в себя Книги Пророков и Писания, или ТаНаХ. В еще более широком – весь комплекс еврейских мировоззрений и норм жизни. 

Мы в данном блоке сосредоточимся на Пятикнижии. Что эта книга из себя представляет? Говоря кратко – набор историй об отношениях Б-га с евреями и другими народами, а также сборник законов

В классическом варианте – это пергаментный свиток с нанесенным на него специальным пером текстом, выверенным до единой буквы. Тора переписывается одним и тем же способом уже много столетий, а возможно и со времен Моше и древнего еврейского царства. Ведь когда в Израиле собрались общины, не видевшие друг друга тысячелетиями, выяснилось, что текст они читают почти идентичный. Свитки Торы можно увидеть во время их чтения три дня в неделю в синагоге. Но наверное больше вы знакомы с Торой в формате простой печатной одной или пяти книг, не говоря уже о приложениях и сайтах, что делает ее для нас в 21 веке доступной в почти любой форме, в любую секунду вашей жизни.

К Торе и к тому что в ней написано можно относиться по-разному: как к абсолютной правде или выдумке, как к одному из первоисточников морали, философскому труду, источнику вдохновения различных деятелей искусства, делу рук Бога или человека, можно подходить к ней с точки зрения Библейской критики, или же пытаться примирить Тору и науку, но одно отрицать нельзя – Тора является основополагающей книгой еврейской цивилизации и ее производных.

Многовековой еврейский подход к данному тексту, актуальный и сегодня – как к священному, данному Всевышним, призванному сообщить что-то человечеству и наставить его, так сказать, на правильный на путь. Тора в буквальном переводе – учение, указание, наставление.

Книга Берейшит

Моше* описывает создание Вселенной в трех ракурсах: природа, личность, общество.

Итог первого описания — создание Адама и шабата. Второе завершается грехом Адама и Хавы, грехом Каина. Финал возникновения общества — готовность Б-га ко Всемирному потопу. Идеалы и их реализация в этой главе.

* — стилистика Торы создает «эффект присутствия», но не забываем, что это книга написана Моше.

Всемирный потоп и перезапуск флоры, фауны и человечества — главная тема главы. Причина уничтожения цивилизации Адама — грешность. На новом витке человечество произойдет от Ноаха (Ноя).

Этот виток творения так же заканчивается неудачей, цивилизация, увенчанная Вавилонской башней, рассеивается Б-гом по свету.

Глава подводит итог этого витка: рождение Аврама и Сарай. Кто они такие, узнаем в следующей главе.

В мире появляется Аврам, человек, для которого слова Б-га важней событий мира и сложностей жизни.

5 разговоров Б-га с Аврамом, два из которых — полноценные диалоги.

6 из 10 испытаний Аврама и рождение Ишмаэля.

2 вечных союза-договора Б-га с Аврамом: о земле и о потомстве.

История жизни Лота, племянника Аврама.

Переименование Аврама в Авраама, а Сарай в Сару.

Потопа нет, больше в мире не будет катастроф, стирающих все человечество. Но Б-г
не закрывает глаза на грешников и уничтожает точечно четыре грода: Сдом, Амору, Адму и Цвоим. Авраам ведет жесткие переговоры с Б-гом, чтобы катастрофа не карала праведников заодно с грешниками. Б-г идет ему навстречу.

Рождается Ицхак, второй отец-основатель еврейского народа. С этим будет связано изгнание Ишмаэля и испытание Авраама жертвоприношением сына.

История зарождения народов Моава и Амона. Отношения Авраама с царем Плиштим.

Умирает Сара в возрасте 127 лет, и Авраам приобретает поле и пещеру Махпела в Хевроне для захоронения.

Авраам отправляет раба для того, чтобы найти жену Ицхаку, так создается первая урожденная еврейская семья.

Б-г исполняет все обещанное Аврааму, и праотец умирает в возрасте 175 лет, насыщенный всем.

Ицхак живет в мире с Ишмаэлем, каждый получает свое благословение Б-га и признает другого.

Глава описывает второе и третье поколение тех, кто в будущем будут названы «евреями» и «отцами-основателями» народа.

Ицхак, сын Авраама, занимается наследием отца. Его жизнь стилистически — противоположность Аврааму.

Яаков и Эсав, дети Ицхака, борются за право быть третьим поколением. «Домашний» Яаков побеждает «дикого» Эсава, который мог получить все просто по праву первородства. Какова в этом роль Ривки, жены Ицхака, девушки «не из дома Авраама»?

Формирование третьего поколения еврейского народа: Яаков и его большая семья. Б-г подтверждает, что именно он наследник Авраама.

Яаков вдали от семьи женится, у него рождаются 12 из 13 детей, он становится состоятельным человеком и готов вернуться в дом отца в земле Кнаан.

Так начинается путь от драгоценных людей, единиц-праведников к народу, которому предстоит уйти в Египет и там, пройдя через страдания рабства, стать избранным Б-гом.

Яаков возвращается в землю Кнаана, где ему предстоит окончательно уладить отношения с братом и утвердить свое право наследника Авраама.

Яаков исполняет все обещания, даные Б-гу, и Б-г официально закреляет за ним благословения и статус наследника Авраама.

По возвращении в землю Кнаана, Яаков обретает имя «Израиль».

В городе Шхеме происходит изнасилование дочери Яакова, Дины. Братья мстят и вырезают весь город.

Ицхак умирает в возрасте 180.

Яаков надеялся, что испытания и беды в его жизни закончились, но нет… Начинается четвертое поколение евреев, отцов-основателей будущих «колен Израиля».

Яаков выделяет Йосефа перед другими сыновьями, а Йосеф проявляет такие амбиции, что братья его ненавидят, потом решают убить, отказывают в помиловании и соглашаются на компромисс Йеуды: продать в рабство. Из этого в будущем выйдет величие Йосефа и реализация пророчества Авраама о «спуске» в Египет.

Йеуда деградирует, создает семью, в которой происходят ужасные события. Там прежде, чем Йеуда вернется к братьям, рождается Перец, от него произойдет царский род Давида.

Йосеф попадает в рабство. Достигает величия. Ниспадает в прах. Опять взлетает. Опять падает. Его ждут еще взлеты.

Разворачивается сценарий Б-га, предсказанный Аврааму: потомки уйдут в чужую страну, там будут порабощены, но станут многочисленным народом и выйдут с большим богатством.

Проданный в рабство Йосеф, вопреки всем падениям, снова взлетает и становится первым после фараона человеком в стране. Он реализует экономическую политику тучных 7 лет так, что в тощие 7 лет Египет становится региональной супердержавой.

Не догадываясь о том, что все происходящее — воплощение в жизнь пророческих снов
их брата-выскочки, сыновья Яакова идут на поклон к главе Египта, чтобы добыть хлеб.

Йосеф устраивает им жесткие испытания. Продолжение следует…

Продолжение сюжета главы «Микец», в которой Йосеф испытывает братьев, а Б-г реализует сценарий преобразования потомков Авраама в еврейский народ.

Йосеф «срывает маску» и прекращает испытывать братьев после выступления Йеуды,
в котором видна готовность отдать свою жизнь за брата. Похоже, этого Йосеф и ждал.

Яаков и его семья, всего 67 душ, переезжают в Египет, где фараон принимает их с почестями.

Йосеф продолжает реализацию экономической стратегии, в ходе которой Египет скупает регион юго-восточного Средиземноморья.

В заключительной главе книги Берейшит описаны последние 17 лет жизни Яакова, этим завершается эпоха праотцев.

Перед своей смертью Яаков благословляет сыновей Йосефа, поднимая их с уровня внуков до уровня сыновей. Так они становятся основателями колен Эфраима и Менаше.

Яаков благословляет так же и двенадцать своих сыновей. Слова благословений — это
и пожелания, и характеристики, и предсказания их судьб.

Яаков похоронен в Хевроне, в земле Израиля, там же похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Где покоится жена Яакова, Леа.

Умирает и Йосеф. Скоро незаметно начнется рабство.

Книга Шмот

Первая глава книги Шмот, книги рождения еврейского народа.

Поколение Йосефа уходит, евреи постепенно оказываются порабощенными — результат стратегии нового фараона, который «не знал Йосефа».

Рождается Моше, он усыновлен дочерью фараона, а в возрасте 40 лет в нем пробуждается еврейская самоидентификация.

Моше создает семью и получает миссию от Б-га — стать лидером избавления народа и служения Б-гу.

Спасение, как и предсказано, идет вопреки воле фараона, ради того, чтобы явить мощь Б-га во всем величии.

Евреи поначалу верят в Моше, но теряют веру в спасение при виде сложностей.

Моше и Аарон продолжают поход на фараона, а Б-г обещает укрепить сердце египетского царя, чтобы явить всю свою мощь, побеждая богоборца.

Сыны Израиля впервые названы «народом».

Египет настигают 7 из 10 казней: вода превращается в кровь, из Нила лезут полчища жаб, нашествие вшей и нашествие диких зверей, мор скота, кожные поражения у людей и град.

Одни казни, очевидно, карают египтян. За то, что мучали евреев. За то, что жили грешно. И это — час справедливости и расплаты. Другие проводят грань: есть евреи, есть египтяне; это не единый народ. Сепарация. Третьи, как град, о котором Моше предупредил заранее, воспитательные и для всех: кто прислушается к Б-гу, не пострадает.

Исход. Евреи пекут мацу и уходят из Египта к горе Синай. За 430 лет до этого момента сценарий был предсказан Аврааму: многочисленные, как звезды, его потомки придут к горе Синай, где будут избраны народом служения Б-гу. В Египте евреи прожили 210 лет.

Но сначала должны произойти последние 3 из 10 казней, чтобы окончательно проявить Б-га как судью в мире. На последнем этапе подавления фараона Б-г говорит Моше: «Пойдем вместе», эти слова дают название главе.

Первые 20 из 613 заповедей евреи получают еще в Египте, и первая из них — вести календарь.

Тора уравнивает права урожденного еврея и гера — человека, присоединившегося к еврейскому народу и к Торе осознанно и искренне.