События главы
Яаков надеялся, что испытания и беды в его жизни закончились, но нет... Начинается четвертое поколение евреев, отцов-основателей будущих «колен Израиля».
Яаков выделяет Йосефа перед другими сыновьями, а Йосеф проявляет такие амбиции, что братья его ненавидят, потом решают убить, отказывают в помиловании и соглашаются на компромисс Йеуды: продать в рабство. Из этого в будущем выйдет величие Йосефа и реализация пророчества Авраама о «спуске» в Египет.
Йеуда деградирует, создает семью, в которой происходят ужасные события. Там прежде, чем Йеуда вернется к братьям, рождается Перец, от него произойдет царский род Давида.
Йосеф попадает в рабство. Достигает величия. Ниспадает в прах. Опять взлетает. Опять падает. Его ждут еще взлеты.
Основные идеи
Прыгнуть с крыши ради Бога
Пределы «на Б-га надейся»
Отправляя Йосефа к братьям, ненавидевшим его так, что хотели убить, Яаков рассчитывал на то, что «Идущие на доброе дело не знают урона, ни по пути туда, ни обратно». Через 2000 лет Талмуд напишет: «... кроме логова разбойников», когда урон очевиден. Почему?
Потому что зло — такое же Его творение, как добро. У зла свои задачи в мире. Оно нужно Ему.
Нелинейные функции Бога
Как из низшего вырастает высшее?
Продажа Йосефа приводит к началу преобразования «сынов Израиля»
в народ, который изберет Б-г. Деградация Йеуды порождает царский род Давида. Добро, вырастающее из зла, порой, несравнимо мощней «разумного», «правильного» и прогнозируемого добра.
Это «окружающий свет» и нелинейные сценарии Творца. Все к лучшему!
Ролевые модели душ
Типажи евреев
В книге Берейшит почти нет заповедей, но есть разные души, характеры
и судьбы. Находим среди них себя и узнаем, чего ожидать от Б-га в свой адрес. Ведь Он не одинаково относится ко всем.