События главы
Моше и Аарон продолжают поход на фараона, а Б-г обещает укрепить сердце египетского царя, чтобы явить всю свою мощь, побеждая богоборца.
Сыны Израиля впервые названы «народом».
Египет настигают 7 из 10 казней: вода превращается в кровь, из Нила лезут полчища жаб, нашествие вшей и нашествие диких зверей, мор скота, кожные поражения у людей и град.
Одни казни, очевидно, карают египтян. За то, что мучали евреев. За то, что жили грешно. И это — час справедливости и расплаты. Другие проводят грань: есть евреи, есть египтяне; это не единый народ. Сепарация. Третьи, как град, о котором Моше предупредил заранее, воспитательные и для всех: кто прислушается к Б-гу, не пострадает.
Основные идеи
Свобода выбора — была ли она у фараона?
«Но укрепил Б-г сердце фараона и не отпустил он сынов Израиля», — так фараон и Египет получают полную мощь расплаты и чудеса масштабности наказаний от Творца. Получается, не по своей воле фараон так плох. Сам бы сдался, сдулся, отпустил. Получается, не только и не столько за свои упрямство и грешность наказан. За что?
Коцкий ребе говорил, что фараон мечтал посоревноваться с Б-гом. Всевышний помог ему исполнить желание, укрепил его сердце.
За что пострадали египтяне?
Почему из-за фараона страдают простые люди?
Злодейские указы издает и Б-гу противостоит фараон, но казни затрагивают всех египтян. Справедливо ли?
Но попробуем читать Тору внимательно и задумы- ваться. Кто исполняет указы фараона? Кто содержит его? Кто сносит властителя, когда мочи больше нет? Кто принимает решение сотрудничать, молчать или восставать?
Народ не беспомощен, а значит, и не без- ответственен. В одних и тех же обстоятельствах один народ находит разруху, другой обретает себя и Б-га.
Почему свобода не приходит легко?
Многоступенчатость исхода из рабства
Наделив людей разумом и свободой выбора, Творец поставил себя в определенные рамки: теперь в ответ Он может услышать «нет» и «простите, я не понял». Другая сторона медали — люди не марионетки, а принятые решения усваиваются и становятся частью натуры. Благодаря этому мир способен пропитаться добром, праведностью и светом.
Исход происходит долго, поэтапно, не по взмаху волшебной палочки. И исходят не все.
Ради того, чтобы выход из лужи был не техникой, а решением.